Бизнес в Интернете: мифы о веб-технологиях и масштабировании

19 июля 2025 г.

Сложность никогда не была такой доступной!

В среде веб-разработки сегодня очень модно все усложнять. Ведь вам обязательно нужны микросервисы, флот которых работает на Kubernetes, и все непременно должно быть выстроено на event-driven архитектуре, чтобы вы и два ваших наемных продавца могли масштабировать ваш интернет-магазин с трех заказов в день до пяти и повысить его отказоустойчивость!

Если говорить серьезно, то порой действительно доходит до подобного абсурда. Некоторые именитые разработчики, которые имеют за плечами опыт в Google, Netflix, Amazon, Microsoft и других корпорациях, работающих с гигантским глобальным трафиком на сложнейших распределенных системах, делятся публично идеями, которые разработчики, не видевшие в жизни и 1 млн посещений в месяц на своих приложениях и сайтах, возводят в ранг религии и превращают в онлайн-фольклор.

Я же предпочитаю прагматичный подход к разработке и инфраструктуре, потому что абсолютному большинству сайтов, блогов и интернет-магазинов не нужны сложные системы, ведь это большинство никогда не увидит трафик выше 200-300 тысяч уникальных посещений в месяц, а это всего от 6 до 10 тысяч посещений в день, — и это все еще будет успешный, прибыльный бизнес.

Не очень убедительно? Перейдем от рассуждений к реальным данным.

Одним из проектов, который я создал, запустил и поддерживал годами, был интернет-магазин одного из популярных долгое время российских брендов HH Wear с аудиторией в 190 000+ подписчиков в соцсетях и постоянно работающей рекламой на разные каналы, с охватом всей России — вплоть до Камчатки.

То есть трафик был вполне постоянным, и в периоды больших распродаж он был в районе 5-9 тысяч уникальных визитов в сутки. Порой этот трафик превращался в сотни оплаченных заказов за один день со средним чеком около 3000 руб. Нехитрую арифметику предоставлю уже вам.

Этот проект функционировал с 2012 года, но в 2017 году я полностью переписал его сайт и интернет-магазин, сменив всю архитектуру, и с 2017 по 2025 г. он весь работал на одном сервере с двумя ядрами CPU мощностью 2.2 ГГц и с 2 ГБ оперативной памяти. Этот сервер содержал базу данных MySQL, кэш-сервер Redis, автоматическую очередь, и монолитное stateful-приложение на Laravel, разработанное и оптимизированное мной эксклюзивно под заказ. И ему хватало ресурса CPU и оперативной памяти с большим запасом.

Это был полноценный интернет-магазин с собственной CRM и разными инструментами автоматизации, и на этих мощностях он держался без увеличения задержки ответов даже в самые успешные маркетинговые кампании бренда и самые сумасшедшие распродажи, не говоря уже о том, что он просто “не падал”.

Так что там с деньгами?

Аренда сервера для этого проекта на территории РФ обходилась менее чем в 1000 руб. в месяц. Кто-то может возразить, что всегда может случиться форс-мажор и т.п. Ответ: ну и что? Во-первых, вероятность такого событий категорически мала, учитывая устройство современных дата-центров, а, во-вторых, настройте автоматические бэкапы базы данных во внешнее холодное хранилище S3, которое стоит вообще копейки (буквально менее 100 руб. в месяц для этих целей).

Все еще боитесь? Тогда настройте балансировщик нагрузки, выведите базу данных и кэш-хранилище в отдельный небольшой сервер (или в два разных сервера, если вам все еще страшно), а для самого веб-приложения создайте реплику и расположите это все за балансировщиком, который будет распределять трафик внутри своей сети. Вот вам отказоустойчивая инфраструктура, которая может и десять лет приносить вам миллионы и миллионы рублей выручки, обходясь при этом в сумму до 3-5 тысяч рублей в месяц за ее аренду и содержание. При этом вы можете спокойно масштабировать ее, если когда-то вы внезапно нащупаете золотую жилу и кратно увеличите популярность своего проекта.

Не нужóн он нам, этот ваш масштаб!

Создатель одного из самых популярных в мире программных фреймворков Ruby on Rails, Дэвид Хайнемайер Хэнссон (DHH), очень метко называет “торговцами сложностью” людей, которые пытаются запугать предпринимателей притаившейся за углом необходимостью внезапно масштабировать их онлайн-бизнес. Не нужно поддаваться этому страху и слушать “торговцев сложностью”. Все совсем не так мрачно.

У вас — не Netflix, и пока ваш бизнес не привлекает прогнозируемый миллионный трафик на регулярной основе, вам не нужно думать о масштабировании инфраструктуры и отказоустойчивости. Лучше подумайте о том, как улучшить ваше УТП и маркетинг! А когда у вас заболит голова о масштабировании вашей онлайн-инфраструктуры, это будет отличный знак, свидетельствующий о том, что у вас очень успешный бизнес. И тогда это уже точно не станет проблемой.